КАК НАПИСАТЬ СВОЮ ПЕСНЮ? КАК ПРИДУМАТЬ ХИТ?
1
Познакомьтесь с составляющими песни. Песня состоит из нескольких частей. Ваша песня может включать их все или же не иметь ни одной из них. Все зависит от вас. Существуют стандартные комбинации этих частей, которые используются в большинстве песен. Поэтому для того, чтобы понять, что из себя представляет большая часть песен, вам необходимо будет ознакомиться с этими частями. К ним относятся:
Вступление. Это часть в начале, которая переходит в песню. Иногда его звучание может отличаться от остальной песни, может быть быстрее или медленнее, или же его может вовсе не быть. Во многих песнях нет вступления, так что не думайте, что вы обязаны использовать его.
Куплет. Это главная часть песни. Количество строк в нем больше в 1,5–2 раза, чем в припеве, но это необязательное правило. Как часть песни, куплет можно узнать по тому, что мелодия остается прежней, а слова отличаются.
Припев. Припев — это часть песни, которая повторяется без изменений: слова и музыка не меняются или практически не меняются. Это место, для которого нужно подобрать легко запоминающиеся слова.
Бридж. Бридж — это часть, которая есть лишь в некоторых песнях. Обычно она идет за вторым припевом, бридж — это часть песни, которая звучит абсолютно иначе, чем остальная песня. Он обычно короткий — одна-две строчки стихов — и иногда ведет к ключевому изменению.
2
Начните со структуры ААБА. Структура ААБА — вероятно, самая распространенная структура песни в современной популярной музыке. В песенной структуре «А» обычно означает куплет, а «Б» обычно означает припев. Другими словами, в этой структуре два куплета, припев и финальный куплет. Экспериментируйте с этой базовой структурой перед тем, как переходить к более сложным.
3
Экспериментируйте с другими структурами. Конечно, существуют различные стандартные песенные структуры. Можете попробовать ААББ, АБА, АБВБА, АБАВАБА и так далее.
«В» обычно означает бридж, другие же буквы, которые можно встретить повсеместно, скорее всего, просто означают, что эта секция песни не относится к традиционным частям, и уникальна сама по себе (как если бы вы вставили строки из другой песни).
4
Попробуйте написать песню в вольной форме. Если вы хотите испытать свои навыки, разумеется, вы можете попытаться отойти от традиционных форм и не следовать стандартной структуре. Тем не менее, это может быть очень сложно, и не стоит делать это в самом начале вашего творческого пути.
Часть 2 Где искать вдохновение
1
Используйте упражнение «Поток сознания». Выливать поток сознания на письме — значит просто писать и продолжать, не останавливаясь. Просто пишите все, что приходит вам в голову. Так вы запишете много мыслей, которые будут быстро сменять друг друга, но это поможет вам найти идеи, которые затерялись в глубине вашей памяти.
2
Присмотритесь к существующим песням. Присмотритесь к песням, которые известны своими потрясающими словами, чтобы вдохновиться ими. Вы можете многое узнать, если задумаетесь над тем, что делает песню плохой или хорошей. Обратите внимание на то, какие темы они раскрывают, как они это делают, какие рифмы используют, какой ритм слов и так далее.
К хорошим примерам относятся такие песни, как Дельфин «Серебро», Земфира «Мы разбиваемся», Б. Гребенщиков «Город золотой», В. Высоцкий «Песня другу» и Браво «Как жаль».
К примерам плохих текстов можно отнести такие песни: Тина Кароль «Шиншилла», Братья Гримм «Хлопай ресницами», Корни «Ты узнаешь ее» и Катя Лель «Мой мармеладный».
3
Помните, только вам решать, какие тексты писать. В предыдущем шаге мы говорили о том, какие песни можно отнести к хорошим, а какие — к плохим. Но, повторимся, только вам решать, что писать. Вы, хотите верьте, хотите нет, начинающий автор песен. Выражайте свое собственное мнение, используя (или, наоборот, не используя) работы других авторов. К примеру, вы хотите писать тексты, схожие с теми, что исполняют Дима Билан или Константин Меладзе. Если так — пишите! Никто не в праве указывать вам, как писать и что писать.
4
Обратите внимание на существующие стихи. Если вы нуждаетесь во вдохновении, но хотите практиковать навыки написания песен, попробуйте адаптировать существующие стихотворения. Более старые поэмы (подумайте о Сергее Есенине или Роберте Рождественском) полны прекрасных идей, но они могут казаться слегка старомодными. Примите вызов и адаптируйте их! Можете ли вы написать рэп по Пушкину? Подобный вызов улучшит ваши навыки, а также станет отличной отправной точкой.
5
Будьте верны вашему стилю. Никогда не обращайте внимания на то, как пишут песни другие, и не думайте, что вы должны делать то же самое, — у всех свой стиль. Некоторые авторы свободно изливают свои мысли, в то время как другие пишут с конкретным намерением. Хотя в музыке много правил и условий, в конце концов, это творческая среда, а это значит, что самое важное — выразить себя.
6
Продолжайте писать, чтобы создать что-то стоящее. Заведите дневник и приготовьтесь к тому, что вам придется записать массу неудачных стихов, прежде чем вы создадите действительно хорошую вещь. Так работает творческий процесс: сначала мы создаем что-то не очень хорошее, но со временем качество наших работ улучшается. Пишите как можно больше, пока вы не почувствуете, что закончили или готовы отложить это. Если вы напишете одно-единственное слово или звук, это уже будет отличным стартом. Дайте песне созреть. Вам понадобится время, чтобы написать песню!
Записывайте все. Если вы запишете одно предложение песни, то скоро за ним появится и следующее.
7
Пишите постоянно. Вы всегда должны начинать просто с письма. Пишите о ваших чувствах. Пишите о мире вокруг вас. Опишите человека или предмет, который вам важен. Это поможет вам найти слова, достойные песни, стихи, на которых она будет построена (будь то настоящее стихотворение или всего лишь несколько фраз, которые вы хотите связать во что-то стоящее). Помните: они не всегда должны быть депрессивными или злыми. Или даже эмоциональными. Список покупок тоже может звучать поэтично, если вы сделаете все правильно.
Часть 3 Подбор слов
1
Показывайте, а не говорите. «Мне так грустно, мне очень плохо, девушка бросила меня…»...Нет. Не делайте этого. Это быстрый способ заставить людей забыть о вашей песне. Лучшие песни, как и любой вид хорошей литературы, вызывает в нас эмоции потому, что они передают опыт, а не указывают нам, что нужно чувствовать. Попробуйте написать о том, что значит чувствовать, вместо того чтобы просто рассказать об этом вашей аудитории.
Хороший пример альтернативы «Мне так грустно» можно найти в строках песни Дельфина: Но вспомни, как душу рвало, когда она уходила; Как на глазах твоих слезы висли.
Генерируйте идеи, а потом записывайте их. Так текст всегда будет перед глазами, и вы сможете решить, что убрать, а что оставить. Делать это лучше всего, когда на вас находит вдохновение.
2
Рифмуйте с умом. Вам доводилось слышать песню, написанную не очень хорошим человеком, слова у которой были бы откровенно пошлыми? Часто причина заключается в том, что он рифмует слишком много или же очень плохо. Не стоит рифмовать все ваши строки, а рифмы, которые вы используете, должны выглядеть естественно. Не вставляйте странные фразы или слова в вашу песню только для того, чтобы получить рифму. На самом деле ваши слова не обязаны рифмоваться. У множества песен слова не рифмуются.
Хорошо: «Я хотел бы ветром быть и над землей лететь/К солнцу в снегах./Я хотел бы в небе спать и сны о нем смотреть/Сны в облаках».
Плохо: «Я люблю морковь/В моих жилах стынет кровь/В дверь стучит свекровь/Она убивает мою любовь...».
Конечно, не стоит забывать о правилах жанра. В рэпе рифмы больше, чем в других жанрах, но даже это необязательно. Это просто стилистический прием.
3
Попробуйте нестандартные схемы рифмовки. Если вы хотите, чтобы ваши рифмы выделялись немного сильнее, и не хотите звучать банально, вы можете экспериментировать с различными стилями рифмовки. Знаете ли вы, что существует больше стилей рифмовки, чем те, которые вы учили в школе? Узнайте больше об ассонансной/консонансной рифме, парарифме, аллитерации и тому подобном.
Например, Анастасия Гурман в своем стихотворении Городу использует много примеров ассонансной рифмы и других нестандартных рифм: кофе/любовью, фонарей/обо мне, руками/камни.
4
Избегайте клише. Стоит избегать клише, потому что они мешают песням выделяться на фоне остальных, и не показывают ваш уникальный талант. Если ваш лирический герой лежит у чьих-то ног (особенно если в этом ему помог Бог), кто-то идет по улице (девушка или вы, — это все уже было) или в своих стихах вам приходится использовать фразы наподобие «разве ты не видишь», то вам, вероятно, стоит вернуться к своим записям.
Часть 4 Не забывайте о музыке
1
Узнайте, что такое музыкальная нотация. Вы, вероятно, помните о сохранении материи с уроков физики (идея о том, что ничто не исчезает бесследно). Узнайте, как действует музыкальная нотация (такты, ноты, паузы и так далее), чтобы вы могли быть уверены, что ваши слова подходят музыке. Вкратце это значит, что в ваших строках одинаковое количество слогов, и ваш ритм постоянен (не ускоряйтесь, чтобы вместить дополнительные слова).
Думайте о каждой секции музыки как о четырех чашках чая. Теперь вы можете вылить половину одной из чашек в пятую, но это значит, что у вас остались две полупустые чашки. В первой воды не станет больше. С музыкой точно так же — нельзя добавить дополнительный счет, не компенсировав его (чаще всего, паузой).
2
Начните с уже написанной мелодии. Когда вы только начинаете писать песни — и если вы делаете это самостоятельно — лучше всего начинать, когда вы уже написали мелодию. Для большинства людей это легче, чем попытки создать мелодию, которая подходит существующим словам. Вы можете написать свою собственную мелодию, работать с музыкально одаренным другом или же вы можете адаптировать классическую мелодию, например из старых народных песен (просто убедитесь, что вы используете песни, которые являются всеобщим достоянием.
3
Придерживайтесь одного диапазона. Не все обладают вокальными возможностями Мэрайи Кэри. Когда вы придумываете мелодию, следите за диапазоном нот, чтобы их можно было спеть.
4
Добавьте части, когда певец может перевести дыхание. Певцы тоже люди, и им нужно дышать. Добавьте от двух до четырех дополнительных счетов, чтобы певец мог остановиться на секунду и передохнуть. Также у слушателя появится возможность вдуматься в слова, которые вы пытаетесь ему сказать.
Хорошим примером является песня «Это здорово» Николая Носкова. После строчки «Есть приятное обстоятельство», перед строкой «Я люблю тебя — это здорово» есть пауза, которая позволяет певцу передохнуть от нескольких предыдущих тактов.
Часть 5 Завершение
1
Прочитайте то, что вы написали. Какова общая картина? Песня похожа на повествование, заявление или описание? Это призыв к действию, набор указаний или поздравление? Это философия или размышления? Она абсолютно абсурдна? У нее есть множество форм? Начните переставлять слова и менять их, чтобы они подходили песне. Подумайте о том, какое впечатление вы хотите создать, и как это сочетается с тем, что вы хотите сказать. Вам нравится расположение гласных и согласных звуков? У строчки несколько смыслов? Вы хотите повторить строку или слово? Помните, как только публика услышит песню впервые, они будут слышать только те части, которые выделяются больше всего.
2
Перепишите. Кто сказал, что нельзя изменять то, что вы уже написали? Если вам нравится первый вариант, то сохраните его. Но большинству поэтов-песенников необходимо немного поиграть с песней, чтобы добиться идеального звука. Хорошая песня может быть написана в один присест, но чаще для этого нужно какое-то время. Вы можете даже менять местами целые строфы, чтобы придать песне более целостное звучание.
3
Проконсультируйтесь с теми, кто разбирается в музыке. Как только вы закончили песню, неплохо бы показать черновую версию кому-то еще. Даже если они просто прочитают ваши слова, то смогут найти места с нарушенным ритмом или же строки со странной рифмой. Конечно, музыка, «разработанная комитетом» — не самая приятная штука, но если они заметят неудачные места, и вы согласитесь с ними, то исправьте их!
4
Сделайте что-то с вашей песней! Мы делаем мир лучше, когда делимся тем, что создали. Это нормально, если вы стесняетесь, и то, что вы написали песню, еще не означает, что вам нужно выйти на улицу и дать концерт. Но вы должны записать ее так, чтобы у вас была возможность поделиться ею с остальными. Не прячьте ваш удивительный труд!
Часть 6
Дополнительная помощь
1
Узнайте, как писать музыку. Если вы написали слова, но никогда ранее не писали песен, возможно, вам понадобится помощь в том, как писать песню. На самом деле это не очень отличается от написания слов: для этого также существуют стандарты и инструкции, которые можно использовать как базу для вашей работы.
2
Научитесь читать ноты. Хотя это не строго обязательно, понимание основ музыки значительно усилит вашу способность писать хорошие песни. Вы сможете даже писать их для других исполнителей!
3
Улучшайте ваше пение. Если вы научитесь лучше петь, это поможет вам понять, какие ноты вы ищете, когда пишете музыку. Работайте над вокальными навыками, и вы удивитесь, как это поможет вам.
4
Изучите основы игры на инструменте. Базовые знания о том, как играть на стандартных инструментах могут очень помочь в написании песен. Задумайтесь над тем, чтобы научиться играть на фортепиано или на гитаре. Этому можно научиться самостоятельно, и это не так уже трудно.
5
Подберите музыку под слова песни. Используйте гитару, клавишные и ударные инструменты, чтобы сделать песню уникальной и неповторимой.