Если вы используете ВК для построения личного бренда, то сторителлинг — идеальный инструмент для закрепленного поста.
Этот новомодный термин дословно переводится на русский язык как рассказ историй. Мы делимся с семьей тем, что произошло за день, травим анекдоты в курилке и зачитываемся книжными рассказами. Все это — истории, и люди их обожают.
Мы следим за SMM-индустрией и видим, что за последние пару лет только ленивый не написал какой-нибудь «кейс». Но эти материалы не понятны никому, кроме SMM-специалистов, потому что написаны языком цифр. Показов, кликов, лидов, CTR, конверсия, цена клика, цена лида, потрачено... Если бы эти факты были вплетены в историю, то довольными бы остались не только SMM-специалисты, но и целевая аудитория, для которой и создается контент. Эмоции продают не хуже фактов, поэтому история, которая их содержит, выигрывает у сухого кейса с цифрами.
Личная история строится на нескольких компонентах: заголовок, причина прочтения, герой, сюжет, детали, эмоции, мораль и призыв к действию. Обо всем по порядку.
ЗАГОЛОВОК
Написание заголовков — отдельная наука. Если вы хотите научиться писать хорошие заголовки, прочтите «Контент, маркетинг и рок-н-ролл» Дениса Каплунова, там есть целая глава по этой теме. Нам же хороший заголовок нужен здесь и сейчас, поэтому мы приводим 5 формул создания заголовков для личных историй:
1. Как я <сделал что-то>, несмотря на <непреодолимое препятствие>. Как я стал директором языковой школы, несмотря на двойки по английскому
2. Чему <известная личность> мог бы у меня научиться? Чем в бизнесе я могу научить Ричарда Бренсона?
3. <N> секретов, которые помогли мне <сделал что-то>. 5 секретов, которые помогли мне стать лучшим аналитиком в McKinsey
4. Как я <сделал что-то>, которым можно гордиться. Как я создал кофейню, которой можно гордиться.
5. Как я <сделал что-то> с <эффективностью> за <время/деньги> с помощью <чего-то>. Как я помог клиентам заработать миллион долларов за год с помощью социальных сетей.
Обратите внимание, что предлагаемые заголовки — не правило, а ориентир.
ПРИЧИНА ПРОЧИТАТЬ
Всем очень не хватает времени, поэтому пользователь должен иметь вескую причину, чтобы дочитать материал до конца. Это может быть простое объяснение, например: «Прочитайте эту историю до конца, чтобы понять, почему мне можно доверить ваш проект». А может быть конкретная полезность: «Прочитайте историю до конца, там промо-код на бесплатное занятие».
ГЕРОЙ
Если вы строите личный бренд, придется стать героем. Да, это страшно, но только в первое время. Вы планируете вести себя так, как не ведут себя 99% ваших знакомых. Вы идете против системы, но как раз в этот момент и становитесь героем.
СЮЖЕТ
Античные авторы и голливудские режиссеры создают лучшие истории, поэтому учитесь у них. Вдумайтесь в кино и литературу и поймете, что «Аватар» не слишком отличается от бессмертной дилогии Гомера. Есть несколько структурных элементов сюжета:
Пролог — вступление к произведению, предыстория
Экспозиция — условия, в которых произошел сюжетный конфликт
Завязка — события, с которых начинается действие
Развитие действия — основной ход событий
Кульминация — решающее столкновение сторон, пик развития действия
Развязка — разрешение конфликта
Эпилог — краткий рассказ о том, что произошло или может произойти дальше
ДЕТАЛИ
Французский театровед XVIII-го века Жорж Польти в своей книге «Les 36 situations dramatiques» доказал, что все драматические произведения основываются на какой-либо из 36 сюжетных коллизий. То есть, количество сюжетов ограничено, 100% в мире найдется история, аналогичная вашей. Но ее будут отличать детали.
Чтобы история ожила, представьте себя кинооператором. Сделайте так, чтобы читатель увидел каждое предложение. Пример № 1: «Я вырос в промышленном городке, из которого мечтал уехать». Пример № 2: «Все детство я смотрел на лестницу дыма от завода напротив моей пятиэтажки. Я представлял, как ухожу по этой лестнице».
Второй вариант показывает, а не рассказывает.
ЭМОЦИИ
Научиться писать эмоционально — это просто, надо только забыть, чему вас учили до этого. Дети не разговаривают информационным стилем, они рассказывают истории и переживают их каждый раз. У нашего друга есть старое детское видео, на котором он рассказывает анекдот про кукушку больше 20 раз подряд. Каждый раз публика в восторге, потому что он выдает эмоцию.
Проживите свою историю.
МОРАЛЬ
Поясните, зачем вы рассказали историю. Сделайте краткий вывод, объясните читателю, что он должен был понять.
ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ
У вашей истории должна быть конкретная цель — подписать пользователя на рассылку, попросите его это сделать.